Научная статья на тему 'Семиотика знаков самоидентификации в сети Интернет'

Семиотика знаков самоидентификации в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
877
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
СЕМИОТИКА / SEMIOTICS / НИК / АВАТАР / AVATAR / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / АНТРОПОНИМ / NICKNAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Быльева Дарья Сергеевна

Необходимость обозначения личности в интернет-пространстве ставит перед человеком задачу создания собственных идентификационных символов. В статье предложен подход к анализу ника и аватара с точки зрения семиотики, так как, несмотря на кажущуюся произвольность знаков самоидентификации, они содержат закодированное послание, получатели которого способны интерпретировать его как описание личности виртуального собеседника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semiotics of self-identificational signs in Internet

If one wants to communicate in internet society, he should create signs that represent him. In spite of the arbitrary choosing of nickname and avatar, they content coded data. The internet users can decode information as character of theirs interlocutors.

Текст научной работы на тему «Семиотика знаков самоидентификации в сети Интернет»

УДК 519.763

Д.С. Быльева

СЕМИОТИКА ЗНАКОВ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Мировая компьютерная паутина в наши дни является средой, в которой реализуется социальная активность значительного числа людей. Виртуальные миры сети сегодня составляют реальную конкуренцию миру реальному. Будучи вторичной моделирующей системой1, Интернет образован из разных типов знаковых сред [5, с. 99—100]. Пространство сети сформировано на основе графического, звукового, анимационного, изобразительного, фото- и видеоискусства, кино, музыки, множества естественных языков словесного общения различных национальностей, разнообразных жаргонов, систем символов. В сети Интернет представлено многообразие различных других вторичных моделирующих систем — от поэзии до рекламы. Каждый может найти в виртуальной коммуникативной сети место в соответствии со своими интересами и желаниями.

Рассматривая Интернет как модель мира, особое внимание хотелось бы уделить личностям, населяющим его. Человек в коммуникативном пространстве сети представлен некой совокупностью двух знаков — ника2 и аватара3. Что же стоит за этими знаками? В первую очередь надо отметить их произвольность. В отличие от реального мира в сетевой коммуникации человек вправе и обязан сам выбирать

1 Под вторичными моделирующими системами подразумеваются «семиотические системы, с помощью которых строятся модели мира или его фрагментов» [4, с. 520].

2 Ник, или никнейм (от англ. nickname — первоначально кличка, прозвище), — псевдоним пользователя в сети Интернет.

3 Аватар (от санскр. ^чак — нисхождение божества) — в самом общем плане понимается как «графическое представление, которое персонифицировано посредством компьютерных технологий» [9, с. 743]. Это может быть некое статическое изображение или движущийся персонаж, используемые для обозначения индивида на экране компьютера.

себе имя и образ. П.А. Флоренский считал, что именем «выражается тип личности, онтологическая форма ее, которая определяет далее ее духовное и душевное строение» [7, с. 481]. Таким образом, по мнению философа, родители, называя ребенка каким-либо именем, некоторым образом влияют на его судьбу, хотя имя собственное не связано непосредственно с понятием и не имеет на уровне языка четкой и однозначной коннотации.

Вряд ли можно предположить, что принимаемые индивидом при вступлении в сетевое коммуникативное пространство имя и образ, который должен заменить все его внешние данные, могут быть случайными. Несмотря на то что человек часто вступает в виртуальное общение для того, чтобы полностью изменить себя, скрывшись за «маской», она оказывается тесно связанной с данным человеком. Профессор Дж. Сулер в труде «Психология киберпространства» приводит пример: сетевые жители рассматривают аватары как продолжение себя. Когда некто присваивает себе в визуальном чате «Palace» чужие аватары, это расценивается как кража, нарушение личной визуальной территории, идентичности [10].

В современном культурном пространстве виртуальность достигает максимальных пределов, она лишена всяких видимых оснований в «отражаемой действительности»: «Возникает мир видимости и очарования, отрывающийся от „действительности". Мир видимости ширится и имеет тенденцию захватывать у других миров их содержательную реальность. Все больше и больше производится образов, отправной точкой которых являются только они сами и которым не соответствует никакая „действительность"» [3, с. 204].

Каждый знак в виртуальном мире имеет свою целостную логико-смысловую версию существования. Лучше понять его сущность можно, установив отношения между знаком,

денотатом4 и концептом5. Связь их выражается в так называемом треугольнике Фреге (см. рис. 1). Кто же является денотатом для идентификационных знаков в сети с точки зрения семиотического треугольника Фреге? На первый взгляд может показаться, что это тот человек, который выбрал его себе. Но узнать, стоит ли за знаками реальный человек, не представляется возможным. Множество различных знаков может генерировать как один человек, так и запрограммированная с использованием генератора случайных чисел машина. Таким образом, денотат, обычно понимаемый как явление реального мира, в данном случае оказывается скорее неким существом, принадлежащим виртуальному миру.

Аватар

(знак)

Рис. 1. Применение семиотического треугольника Фреге для анализа аватара

Физическая сущность человека чаще всего не видна в аватаре. Аватар, как иконический знак, отсылает к некоему понятию, соответствующему изображенному на картинке. Однако в силу конвекционных правил общения, воспринимая изображение животного, пейзажа, персонажа и т. д., реципиент знает, что за данным знаком стоит разумное существо, и, таким образом, новый концепт строится уже исходя из переноса неких представлений о базовом поня-

4 Денотат — реальный предмет или класс предметов как типовое представление предмета реальной действительности.

5 Концепт — содержание понятия.

тии на человека, владеющего данным знаком. Аналогично ник, который может представлять собой существительное, прилагательное или некое словосочетание, утрачивает первоначальный смысл и начинает интерпретироваться как псевдоним, имеющий некое отношение к личности, скрывающейся за ним. Впечатление о сетевом жителе складывается из сопоставления двух знаков, каждый из которых вносит свой вклад в образ.

Особый интерес вызывают вопросы: насколько связаны знаки самоидентификации с личностью их обладателя и каким же образом строится представление об интернет-собеседнике, исходя из его аватара и ника?

В ходе исследования особенностей интерпретации ников, проведенного Ю.В. Чепель, было выявлено, что люди на основе своего «личностного переживания» ника способны описать черты характера его автора, судить о возможных особенностях его мировоззрения и взглядах. Причем псевдоним может содержать информацию, противоположную его значению, лежащему на поверхности. Часть данного исследования была посвящена выбору к заданным аватарам ников из списка [8, с. 111—186]. Надо отметить, что респонденты склонялись к описательным никам, отражающим изображенное на картинке. Фактически же пары ников и аватаров, имеющих очень близкие значения, составляют меньшинство. Чаще связь между идентификационными знаками гораздо сложнее и многограннее. Учитывая, что ник является основой для регистрации в виртуальном сообществе, именно от него отталкивается человек при формировании виртуального образа. А аватар подбирается к уже выбранному нику и может меняться в зависимости от настроения или специфики общения.

Серьезное исследование «Аватары как информация: восприятие потребителей, основанное на их аватарах в виртуальных мирах» было проведено в 2010 году профессором Х. Онур Бодур и Ж.-Ф. Белислем. Данная работа имела целью проследить связь между особенностями аватаров и их обладателями. Объектом исследования явилась огромная социальная сеть «Second Life». Ее особенность состоит в том, что в качестве аватара здесь используется человек-персонаж, который может модифицироваться в зависимости от желания его владельца.

После регистрации аватар пользователя имеет довольно примитивный вид и некрасивую походку. Чтобы полноценно играть, ему требуется приобрести (или сделать самому) следующее: фигуру; «кожу» (определяет реалистичные черты лица и макияж для женщин, а также ключицы, лопатки, рельеф мышц у мужчин, соски, пупок и т. д.); волосы (прическу); различные виды одежды и обуви (не менее разнообразной, чем в реальном мире).

Резидентов «Second Life» попросили пройти анкетирование, в ходе которого им предлагалось описать свое лицо и личные качества. Далее ученые сравнивали полученные данные с аватарами пользователей. Результаты позволили проследить определенную связь между физическими чертами аватаров и настоящим обликом их владельцев. Еще более интересными оказались данные о том, что аватары раскрывают и внутренний мир жителей сети. Например, люди с привлекательными внешне аватарами, с элегантными прическами и стильной одеждой, воспринимались окружающими как экстраверты, что в реальности соответствовало истине и было подтверждено в ходе исследования [9, с. 750—765]. Заметим, что антропоморфность аватаров в «Second Life» значительно облегчала исследовательскую задачу. Хотя здесь и имеется значительное поле для выбора собственного аватара, оно резко сужено относительно других виртуальных социальных общностей, где выбор знаков для аватаров может считаться не имеющим границ, так как семиотиками признается отсутствие в иконическом сообщении «кладовой знаков» или кода [1, с. 302]. Известно, что в виртуальной сети существует масса коллекций аватаров, среди которых можно выбрать подходящий по разным критериям, но никто не ограничен ими в своем выборе и способен самостоятельно разместить любое изображение — от своей фотографии до самостоятельно сделанного рисунка.

В 2012 году нами было проведено пилотажное исследование с целью выявить, насколько верно искушенные интернет-пользователи могут оценить коммуникативные качества своего потенциального собеседника в сети по его идентификационным знакам. Среди исследуемых нами аватаров только два представляли собой образ человека: один из них — фотография, а другой — «визуальная цитата» из картины. Тем

не менее респонденты оказались способны, опираясь на идентификационные знаки, верно оценить коммуникативные особенности своего виртуального визави, выделив по крайней мере одну ведущую коммуникативную черту сетевого жителя. Появление текста, изображение лица человека или антропоморфного зверя на авата-ре увеличивали число верно определенных черт до трех. Мы нарочно говорим о сетевом жителе, а не о реальном человеке, отвечавшем на вопросы анкеты, так как о соответствии своего образа себе заявили только половина обладателей исследуемых ников и аватаров [2].

Каким же образом происходит получение информации о виртуальном собеседнике на основе его идентификационных знаков? Р. Барт писал о том, что подписи под картинами служат для того, чтобы «остановить» многозначность изображения, заставить зрителя выбрать задуманную автором трактовку [1, с. 306]. Безусловно, ник нельзя рассматривать как подпись к аватару — он обладает собственной полноценной значимостью. Подчас знаки самоидентификации могут даже противоречить друг другу, что, в свою очередь, позволяет сделать соответствующие выводы о качествах виртуального собеседника. Однако если слово подчеркивает некий смысл изображения (ник — описание внешности, характера, эмоций, интересов, профессии, иллюстрированных аватаром), то догадки о личности перерастают в уверенность. Казалось бы, информации, почерпнутой из идентификационных символов, недостаточно, чтобы составить представление о человеке, однако результаты исследований показывают, что и в реальной жизни люди довольствуются минимальной доступной информацией для формирования впечатления о других — для того чтобы составить суждения об их личностных качествах или предположить, к какому типу людей они относятся [6, с. 101—104].

Легче всего получить информацию из ника и аватара в том случае, если сам автор старался вложить в них какую-то идею. Допустим, свои идеологические взгляды, убеждения или особую характеристику. Основная идея может быть прямо написана в нике, аватар может представлять собой плакат и даже содержать текст призыва или некий знак, однозначно воспринимаемый как символ каких-либо взглядов (принадлежащий к определенному культу или

идеологии; общепринятая символика). Такие аватары редко берутся из готовых коллекций, а ищутся или создаются самостоятельно. Информация, заложенная в нике и аватаре, легко считывается сетевыми жителями. Что касается других качеств личности, то они экстраполируются или приписываются владельцу аватара, исходя из того, что данный человек концентрирован на одной идее.

Если на аватаре представлены лицо и жесты человека (или антропоморфного персонажа), это также помогает определить характерные черты. В реальной коммуникации люди привыкли обращать особое внимание на выражение лица, поэтому аватар, содержащий подчеркнуто яркую мимику, легко интерпретируется. Большую информацию на аватаре несут жесты рук. Они бывают иллюстративные, условные и психологические. Богатым материалом для передачи личностных качеств являются так называемые психологические жесты, которые не имеют никакого символического значения, однако вольно или невольно расшифровываются зрителями. Если человек на аватаре представлен таким образом, чтобы не было видно лица, это, в свою очередь, дает представление о сетевом жителе как о более замкнутом по сравнению с обладателями относительно открытых аватаров.

Аватары и ники, отсылающие к известным личностям, персонажам (прежде всего фильмов и мультфильмов), также предоставляют богатые возможности для построения портрета протагониста, поскольку дают много материала для перцептивно-ассоциативного восприятия. По каким бы мотивам ни был выбран персонаж, он будет иметь некое психологическое родство с обладателем знака.

Попробуем рассмотреть, каким образом могут интерпретироваться знаки, в которые сетевой житель не вложил явных подсказок. Для примера возьмем сетевого жителя с ником «Рыжая Липси» и аватаром в виде кошки в очках (рис. 2). Какая информация может быть получена из имеющихся символов? Слово «рыжая» позволяет нам с высокой вероятностью определить пол обладателя знака (что не всегда просто в виртуальной коммуникации). Кроме того, оно добавляет яркости и насыщенности образу. Слово «Липси», которое используется в нике как имя, — название современного бального танца. Это позволяет предположить наличие у обладателя ника интереса к танцам. Визуальный знак может иметь разнообразные трактовки, мы выделим лишь основные элементы: кошка может рассматриваться как символ независимости; очки — как символ ума, интеллектуальности;

Рыжая

Липси

• женский род

• яркий цвет

современный бальный танец

• женский пол

• яркая, выделяющаяся

хитрая

любит танцы, разбирается в них

в очках

пристальный взгляд мимо нас

• независимость

• своеволие

• хитрость

• чувство юмора

• ум

• критичность

• самоуверенность

Рис. 2. Пример интерпретации знаков самоидентификации

кошка

• вызов

сочетание «кошка в очках» говорит о том, что у обладателя знака есть чувство юмора. Пристальный суровый взгляд мимо зрителя может ассоциироваться с такими чертами, как склонность к критике, самоуверенность, вызов. В итоге, исходя из знаков самоидентификации, получается примерно такой образ сетевого жителя: независимая, умная и самоуверенная женщина, разбирающаяся в танцах и имеющая чувство юмора.

Естественно, в реальности процесс оценки ника и аватара виртуального собеседника проходит практически мгновенно, а полученные выводы не фиксируются специально. Несмотря на спонтанность, подобная оценка может существенно влиять на особенности коммуникации в интернет-сообществе.

Существуют аватары и ники, которые непонятны большинству сетевых жителей. Ники, содержащие туманные фразы, сопровождаемые картинками с загадочным содержанием, кажется, не дают никаких подсказок для интерпретации. Однако тот, кто выбирает себе подобный знак, уже охарактеризовал себя как человека,

не желающего раскрывать свою личность, человека со сложной внутренней жизнью. Ситуация, когда ник и аватар дают противоположные трактовки, интерпретируется жителями виртуальных миров чаще всего как желание удивить, шокировать, иногда как насмешка над собственным определением или над легковерными собеседниками.

Знакотворчество, ставшее необходимой составляющей виртуального присутствия человека в сетевом пространстве, сегодня начинает привлекать внимание ученых. Так как ник и аватар принадлежат к разным знаковым системам, они исследуются автономно в рамках соответствующих наук. Однако ввиду того, что знаки самоидентификации составляют смысловую пару, которая создается и интерпретируется вместе, представляется необходимым исследовать их совместно. Для этого мы предлагаем использовать семиотический подход, позволяющий соединить множественность визуальных и вербальных значений, скрытых в нике и ава-таре, в одно целое.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Текст] / Р Барт. — М.: Прогресс : Универс, 1994. — 616 с.

2. Быльева, Д.С. Оценка коммуникативных качеств виртуального собеседника на основании ника и аватара [Текст] / Д.С. Быльева // Телескоп: журн. социол. и маркетинговых исследований. — 2012. — № 3. — С. 45—48.

3. Вульф, К. Антропология: история, культура, философия [Текст] / К. Вульф; пер. с нем. Г. Хайда-ровой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 280 с.

4. Лотман, Ю.М. Семиосфера [Текст]/ Ю.М. Лот-ман. - СПб.: Искусство, 2000. - 704 с.

5. Ляшенко, Е.С. Семиотический аспект интернет-культуры [Текст] / Е.С. Ляшенко // Гуманит. вектор. - 2011. - № 2 (26). - С. 99-105.

6. Тейлор, Ш. Социальная психология [Текст] / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. - СПб.: Питер, 2004. - 767 с.

7. Флоренский, П.А. Имена: сочинения [Текст] / П.А. Флоренский. - М.: Эксмо, 2006. - 896 с.

8. Чепель, Ю.В. Специфика синонимии в интернет-коммуникации [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Ю.В. Чепель. - Курск, 2009. - 209 с.

9. Bélisle, J.-F. Avatars as information: Perception of consumers based on their avatars in virtual worlds [Text] / J.-F. Bélisle, H. Onur Bodur // Psychology & Marketing. - 2010. - Vol. 27. - Iss. 8. -P. 741-765.

10. Suler, J. The Psychology of Avatars and Graphical Space in Multimedia Chat Communities [Electronic resource] / J. Suler // The Psychology of Cyberspace / Rider University. Official website. - Access mode: http:// www-usr.rider.edu/~suler/psycyber/psyav.html (reference date: 11.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.